Ингушетия

Башенный комплекс
Хамхи

род Хамхой (инг.)

Подробнее
Северная Осетия-Алания

Башня
Цаликовых

род Цæлыккатæ (осет.)

Подробнее
Информация о

Башне Цаликовых

В рамках совместного проекта «Наше культурное наследие», начатого несколько лет назад Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-А, в 2014 году реорганизованного в Управление культурного наследия Министерства культуры РСО-А и республиканской газетой «Северная Осетия», в целях популяризации памятников истории и культуры нашего народа, продолжаем рассказывать о наиболее интересных объектах культурного наследия из разных уголков Северной Осетии.

Одним из главных символом Осетии являются  башни, башни фамильные и боевые (сигнально-сторожевые), как наиболее распространенный вид памятников материальной культуры. Башни встречаются одиночные или в комплексе, почти в каждом селении горной Осетии. Следует отметить, что большая часть всех осетинских башен, это объекты культурного наследия федерального значения – 107, к объектам культурного наследия регионального значения относятся – 46 башен. Ряд башен находятся в статусе выявленных объектов или с признаками культурного наследия и этот список пополняется.

Одним из главных направлений деятельности Управления культурного наследия Министерства культуры Республики Северная Осетия-Алания, является мониторинг по всем уголкам горной Осетии. Инспектируется, в каком состоянии находятся памятники, входящие в перечни объектов культурного наследия. Порой обнаруживаются доселе неизвестные, давно необитаемые горные уголки, с безымянными башнями и другими памятниками материальной культуры, определяются их координаты в системе WGS 84. После таких находок начинается исследовательская работа – выясняется наименование местности, какие фамилии являются выходцами из тех мест и т. д. 

Чтобы начать строить башню, прежде всего, необходимо было заручиться согласием Совета старейшин – Ныхаса. Не всякой семье позволялось строить башню, символ крепкого, зачастую знатного рода, с незапятнанной репутацией. После получения разрешения возводить башню, устанавливались сроки подготовки (сбора) камня – три месяца или полгода. Постройка башни, в условиях тогдашней примитивной техники, являлась делом весьма сложным и трудным. Прежде чем приступить к кладке башни, необходимо было проделать большую предварительную работу по заготовке строительного материала: привозили и обтесывали камни, обжигали известь и, наконец, находили и приглашали мастеров. Чаще всего, помогали на подхвате, мужчины из фамилии. Бывали случаи, когда башни оставались недостроенными, так как, к примеру, за один большой плоский камень, который был гарантом крепости и стойкости башни в основании, отдавали одного быка. Простая фамилия, получавшая разрешение на постройку башни, обязана была ее закончить в годичный срок, в противном же случае, она теряла право на постройку, либо башня оставалась недостроенной. 

На постройку башни требовалось настолько много строительного материала, что среди осетин и до сих пор еще сохраняется поговорка: «Из разрушенного аула и одной башни не построишь, а из разрушенной башни можно построить целый аул».

В большинстве случаев осетинские башни строились фасадом на восток, высотой в 3-5 этажей (встречаются и 7-этажные), четырехугольной, слегка суженной кверху формы. Наиболее высокие башни принадлежали самым  знатным фамилиям. Проем башни или квадрат верхнего этажа обычно измерялся размахом руки с шомполом с таким расчетом, чтобы человек при военных действиях мог свободно и беспрепятственно заряжать свое ружье и сражаться с противником. Стены башен, как наверху, так и внизу, строились одинаковой толщины, крыш традиционно не было.

Башни в жизни осетин играли исключительно важную роль. Состоятельность и общественный вес того или иного осетинского рода измерялись наличием башни, навозника, мельницы и родового склепа. Первым вопросом, который задавался при сватовстве родственникам жениха, был: «Имеете ли башню, навозник, мельницу и родовой склеп?»

Осетинские боевые (сигнально-сторожевые) башни в разных уголках гор строились у входа в ущелье, на возвышенных и важных, в стратегическом отношении местах, с таким расчетом, чтобы часовой с вершины башни мог обозревать возможно большую территорию. В случае опасности — сигнализировали дальним горным селениям, разожженными на башнях кострами и, таким образом, давали населению возможность привести себя в боевую готовность для отражения врага.

Осетинские башни, являющиеся в свое время родовой или фамильной гордостью, не раз испытавшие, быть может, на себе силу иноземного оружия, в настоящее время, превратились в памятники далекой старины. 

Сегодня люди стали поворачиваться в сторону истории, истории родного края, своей родословной. Многие фамилии уже образовали и зарегистрировали свои общественные организации, занимаются сбором документации, для того, чтобы согласно Федерального закона от 25.06.2002  № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Закона Республики Северная Осетия-Алания от 24.08.2005 № 53-РЗ «О сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Северная Осетия-Алания» взять башни в пользование, для восстановления или проведения консервации, в соответствии с заключенными охранными обязательствами.

К сожалению, некоторые представители тех или иных фамилий, не знают о существовании фамильных реликвий, в виде памятников материальной культуры, которыми можно гордиться. Большинство из этих памятников являются объектами культурного наследия федерального и регионального значения, меньшее количество, это выявленные и объекты с признаками культурного наследия, но все они нуждаются в той или иной помощи по восстановлению, консервации или реставрации.

К своим истокам обратились и уже занимаются сбором документов представители 15 осетинских фамилий, имеющих родовые башни, среди которых – Арбиевы, Цаликовы, Гутновы, Дзодзиковы, Хестановы, Дзуттаговы, Таучеловы, Елоевы, Козыревы, Дарчиевы и другие. 

Управление культурного наследия Министерства культуры РСО-А будет публиковать списки башен (масыгта) и усадеб-крепостей (ганахта) в средствах массовой информации, как в газетах «Северная Осетия» и «Растдзинад», так и в районных газетах Алагирского, Ирафского и Пригородного районов. С вопросами и информацией по памятникам культуры и горной архитектуры просим обращаться в Управление культурного наследия Министерства культуры РСО-А по адресу: 

г. Владикавказ, ул. Вахтангова 9,  тел. 8 (8672) 53-83-59.

Э.Г.Агаева

Информация о

Башнях Хамхоевых

Хамхи – древнее селение в Ингушетии. Оно расположено на юге республики, в Джейрахском районе, по левому берегу реки Асса.
Основной интерес туристов к горной Ингушетии обусловлен историческими сооружениями, которые могут поведать о жизни ингушских предков. Это башенные комплексы, состоящие из жилых, полубоевых и боевых башен, имеющих разное назначение.
Хамхи самобытно и органично. Башни прекрасно гармонируют с ландшафтом. Они являются гордостью ингушей, являются показателем силы и стойкости нации, несут в себе память о героическом прошлом народа.

Выделяют три вида строений башенного типа: боевые башни, полубоевые и жилые башни. Некоторые замковые комплексы объединяют на одной территории башни боевого и жилого предназначения, имеющие возведенные для обороны стены.
Башни боевого типа были первыми строениями ингушей. Они начали появляться здесь в 5 веке нашей эры. Селения находились не дальше 1 километра друг от друга. Это позволяло видеть боевые постройки соседних сел. Башни использовали и как сигнальные, передавая через них сообщения о надвигающейся опасности. На сегодняшний день в Хамхи сохранилось 4 боевых сооружения.

Полубоевые башни использовались как жилые здания, но адаптированные к обороне. В них были установлены бойницы для стрельбы из лука и навесные бойницы. Таких башен в Хамхи также 4.
Больше всего в Хамхи жилых башен с различными пристройками. Их 16. Здесь когда-то жили целыми семьями. Первый этаж использовался как хлев или для хозяйственных нужд. Обычно на первом этаже окон не было, а для вентиляции в стенах делали небольшие продухи.

Второй этаж и третий (если он был) выполняли жилую функцию. Подняться на них можно было исключительно по приставной лестнице. Обычно для этого использовалось бревно с зарубками в форме ступеней. Без особой ловкости и навыка такой подъем был не легким.

Проемы дверей и окон обычно были оформлены каменными арками полукруглой формы. Часто на них были высечены петроглифы. Серьезной задачей было конструирование перекрытий между этажами. В средине башни обычно находилась опора в виде колонны из четырех граней. На вершине колонны находилась капитель, которая по внешнему виду была похожа на перевернутую усеченную пирамиду.
Кровли жилых построек была плоскими. Сверху засыпалась земля и уплотнялась. Для таких работ использовали особые катки из прочных камней. Стены башен часто возвышались над кровлей парапетом. Это обеспечивало удобство наблюдения за окрестностями.
Когда-то здесь жили опытные воины и земледельцы, охотники, мастера по изготовлению боевых луков. Женщины этих мест были искусными мастерицами золотого и серебряного шитья. В те времена очень ценились родственные связи и взаимопомощь.

я семья имела свой склеп. Из-за малого количества плодородных почв в районе, умерших хоронили не в земле, а в могильниках из камней. Они имели странное на первый взгляд название -“солнечные”. Люди считали, что в загробном мире времена суток прямо противоположны. Когда у живых ночь, у умерших светит солнце.

Урочище Хамхи на карте

Интересен тот факт, что перед любым строительством ингуши проводили своеобразный ритуал. На землю лили молоко. Если оно не впитывалось в землю, то на этом месте начинали строить. Если же молоко уходило в грунт, считалось, что постройка не простоит долго, и выбирали другое место.
Сегодня башенный комплекс Хамхи выглядит безжизненным. Многие строения полуразрушены. Но все же, удивительно, что они сохранились до наших дней.

Ирина Орхидея